Профилактические мероприятия

Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» утверждён 21 декабря 2016 года на заседании президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

В паспорте приоритетной программы определены три ключевые цели реформы: снижение ущерба по контролируемым государством рискам, сокращение административной нагрузки на бизнес и повышение качества всей системы государственного контроля. Также в документе прописаны целевые результаты реформы в привязке к конкретным срокам.

Всего программа реформы контрольной и надзорной деятельности (КНД) предполагает восемь направлений деятельности:

  1. риск-ориентированный подход в КНД;
  2. новая система оценки эффективности контроля и надзора;
  3. система профилактики нарушений обязательных требований;
  4. исключение дублирующихся, устаревших и избыточных требований;
  5. новая кадровая политика в органах надзора;
  6. система антикоррупционного мониторинга в КНД;
  7. информатизация этой сферы деятельности власти;
  8. региональное распространение принципов КНД.

Один из ключевых проектов — переход на риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности, который предполагает концентрацию работы контрольно-надзорных органов на рисках, которые представляют наибольшую потенциальную опасность.

Особый акцент в реформе госконтроля будет сделан на профилактику нарушений. Эта задача была поставлена перед Правительством Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию. В рамках этой задачи ведется работа на уровне субъектов РФ, территориальных контрольно-надзорных подразделений по профилактике особо опасных рисков.

С более полной информацией о реализации Программы можно ознакомиться на портале Открытого правительства

ДЛЯ СПРАВКИ:
В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" под профилактикой понимается совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Кроме того, профилактика подразумевает оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения. При этом установлено, что антиобщественное поведение – это действия лица, не влекущие административную или уголовную ответственность, но нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц.

Осуществлять такую профилактику будут федеральные органы исполнительной власти, прокуратура, органы Следственного комитета РФ, а также региональные и местные органы (ч. 1 ст. 5 закона о профилактике правонарушений). Указанные органы будут разрабатывать соответствующие государственные и муниципальные программы, выявлять лиц, пострадавших от правонарушений, граждан, склонных к их совершению, проводить мониторинг в сфере профилактики правонарушений и осуществлять иные полномочия.

Новым законом установлено два вида профилактики правонарушений (ст. 15 закона о профилактике правонарушений). Общая профилактика направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих их совершению или облегчающих его. Также ее целью является повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан. Второй вид, индивидуальная профилактика, будет использоваться уже относительно конкретных лиц, в частности, безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, граждан, отбывающих уголовное наказание, не связанное с лишением свободы, лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, и других. Указано, что такая профилактика предназначена для воспитательного воздействия на указанных лиц, устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также для оказания помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или рискующих стать таковыми.

Профилактическое воздействие будет оказываться в том числе путем правового просвещения и правового информирования, профилактической беседы, социальной адаптации (например, оказания психологической помощи, содействия в восстановлении утраченных документов и социально-полезных связей), а также ресоциализации (возвращения в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы).